Требования к характеристикам товара
Актуальность вопроса.
Основным препятствием для осуществления деятельности государственного заказчика в соответствии с ФЗ 44 является установление требований к характеристикам товара, который будет использован для выполнения работ или оказания услуг в соответствии со ст.31 Закона. В данном материале мы раскроем проблематику и изложим свой взгляд на улучшение деятельности заказчика при описании конкретных показателей товаров для поставки.
Основные трудности и ошибки заказчиков при формировании «Требований к характеристикам товаров по 44 ФЗ»
- Установление конкретных показателей для товаров, которые в действительности не будут использованы для проведения работ по контракту или для оказания услуги надлежащим образом;
- Установление в аукционной документации избыточных требований к характеристикам товаров по 44 ФЗ таким образом, что это противоречит правилам описания объекта закупки и ограничивает Участников размещения заказа при формировании первых частей заявок;
- Несоответствие конкретных показателей товара Инструкции по заполнению первых частей заявок и/или нормативно-технической документации (ГОСТ-ам), которые установлены в составе тендерной документации;
- Предъявление требований к предложению участника о соответствии показателей несуществующим ГОСТ-ам, ГОСТ-ам с некорректными номерами или документами, на основании которых товары в действительности не производятся. В Законе нет требований о том, что ГОСТ должен действовать на момент проведения закупки, но при этом, Заказчик не имеет права устанавливать требования к товарам по показателям, которые многие годы не нормируются и не контролируются при производстве того или иного товара
- Нарушение предписаний УФАС, а также нормам, установленных в письме руководителя ФАС России от 1 июля 2016 года, в котором выданы конкретные рекомендации о надлежащем описании требований к конкретным показателям товаров и наложены определенные ограничения. Запрещено требовать конкретные показатели, если производители не предоставляют по ним точных сведений в открытом доступе, нельзя требовать конкретные показатели, значения по которым определяются по итогам испытаний, а также устанавливать диапазоны допустимых значений, в которые не входят корректные значения для тех или иных характеристик.
- Введение участников в заблуждение путем использования при описании объекта закупки обозначений и символов не описанных в Инструкции либо описанных таким образом, что понимать их можно двояко. Мы советуем Заказчикам использовать последние рекомендованные формы инструкций, а также традиционные знаки и словосочетания при установлении требований к характеристикам товаров.
- Неконкретный или заведомо ложный ответ на запросы о разъяснениях положений аукционной документации, что не позволяет Участнику верно интерпретировать аукционную документацию и сформировать грамотное и соответствующее 44 ФЗ предложение.
- Необоснованный допуск заявок. Данное нарушение считается очень тяжелым в сфере госзакупок, потому мы призываем аукционные комиссии тщательно проверять все закупки на предмет соответствия предоставленных в них конкретных показателей положениям аукционной документации.
- Необоснованный отказ в допуске заявки. Отклонять заявки можно лишь в соответствии со ст.66 и ст.67 ФЗ 44 , при этом в тексте недопуска требуется указать норму Закона и положение тендерной документации, которой не соответствует поданная заявка.
- Установление избыточных требований к конкретным показателям товаров. Данное нарушение является самым распространенным исходя из практики ФАС и самым трудным для защиты со стороны заказчика.
Если Вам необходимы практические рекомендации по улучшению своей работы в рамках 44 ФЗ или иные услуги нашей организации , мы будем рады проконсультировать Вас по тел. (495) 502-38-40.